Репортаж о фестивале в Воронежском заповеднике
Автор фото: Евгения Севрюкова

Репортаж о фестивале в Воронежском заповеднике

Впечатлениями о Пространстве живой фотографии в Воронежском заповеднике поделилась участник фестиваля, фотограф и член СФДП Евгения Севрюкова

Несколько лет назад Союз фотографов дикой природы придумал новый формат мероприятий для всех любителей природы и фотографии – Пространство живой фотографии. Это выездные встречи в российских заповедных местах, съемки уникальной природы, живое общение участников, обширная лекционная программа.

В этом году встреча была приурочена к знаменательной дате – 100-летию Воронежского государственного биосферного заповедника имени В.М. Пескова. И в теплые апрельские выходные мы отправились в маленькое путешествие в волшебный край первоцветов и бобров!

Удобный двухэтажный поезд всего за 7 часов домчал нас до Воронежа, где участников уже встречал сотрудник заповедника Алексей Сергеевич. Впереди нас ждала красивая дорога и интересная беседа с элементами экскурсии. Алексей Сергеевич немного показал нам Воронеж, где до этого мы не были, рассказал об истории этих мест и о жизни Василия Михайловича Пескова, чье имя сейчас носит заповедник.

Пока мы добирались до заповедника, до нас добрался дождик. Но у природы воистину нет плохой погоды, зато у нас есть огромное количество интересных возможностей. В Центральной усадьбе нас уже заждались. Нашу группу энтузиастов, подготовленных для прогулки в любую погоду, собрал Игорь Иванович Воробьев – кандидат биологических наук и главный специалист по развитию Воронежского заповедника, энтузиаст своего дела и потрясающий рассказчик. Мы все дружно отправляемся в самый настоящий бобровый городок!

В прошлом веке из-за варварского промысла бобра в дикой природе животных практически не осталось, на всю огромную Россию насчитывалось около 1000 бобров. И в 1923 году был основан Воронежский заповедник, основной целью создания которого было восстановление популяции бобра. Таким образом на территории заповедника появился бобровый питомник, где впервые в неволе разводили бобров, успешно получали потомство, растили бобрят, изучали их биологию и расселяли по всей территории Советского Союза и сопредельных государств.

Проект оказался очень успешным, численность бобра восстановилась до промысловых значений, и сейчас каждый второй бобер России имеет воронежские корни.Все время существования бобрового питомника он был открыт для посетителей и туристов. И сейчас мы посещаем шеды, в которых живут пары бобров. Это красивые и крупные животные с густым ценным мехом, защищающим их от холода, и мощными хвостами. Для каждой пары бобров созданы прекрасные условия, ежедневно шеды наполняются чистой водой из реки Усмани, в рацион бобра входят свежие овощи и злаки. И обязательно есть поленце – точилка для зубов. Зубы бобра растут непрерывно всю жизнь, и ему необходимо что-то постоянно грызть, чтобы стачивать зубы.

Также на территории Центральной усадьбы мы посещаем музей бобра и уникальный бобровый аквариум – бобронариум. Это двухуровневый аквариум, где одновременно можно наблюдать за жизнью бобра на суше и под водой, и даже заглянуть внутрь хатки! В воде бобры невероятно грациозны. Перепончатые лапки помогают быстро нырять и передвигаться под водой, а шубка даже не промокает, удерживая пузырьки воздуха, от чего бобер под водой выглядит серебристым и призрачным.
Мне очень понравилась экспозиция фотографий, рассказывающих о жизни бобрового питомника в советские годы, когда была специально создана лаборатория боброводства, и образ жизни, биология и особенности разведения животных тщательно изучались.

В здании административно-экскурсионного комплекса расположен музей природы с прекрасными диорамами, рассказывающими о животном мире Воронежского заповедника, формировании почв и ландшафта. Совсем рядом расположен музей знаменитого журналиста, фотографа и телеведущего – Василия Михайловича Пескова. Будучи уроженцем этих мест, Василий Михайлович родился в селе Орлово, где ныне установлен мемориальный камень в его честь с цитатой Пескова «Главная ценность в жизни – сама жизнь», он начал свою карьеру в молодежной газете Воронежа. Рассказы и очерки о природе, наблюдения из заповедника, в которых всегда воспевалась красота русской природы, создавались живые образы зверей и птиц, никого в нашей стране не оставляли равнодушным. Помню, как я маленькой ждала еженедельного выхода номера «Комсомольской правды» с рубрикой «Окно в природу» и очерками Пескова, наполненными любовью к миру дикой природы, переживаниями за его обитателей.

В 2013 году Воронежскому государственному природному биосферному заповеднику было присвоено имя Василия Михайловича Пескова.
Все музеи в заповеднике очень интересные и современные, что делает посещение музеев детьми увлекательным путешествием в мир природы. В интерактивном музее «Дом бобра» все можно потрогать руками, послушать как звучат лесные обитатели, отгадывать загадки.
К вечеру мы перемещаемся в комфортный лекционный зал, где и будет проходить обучающая часть нашей программы. Среди спикеров на эти два дня известные фотографы, руководители заповедника и члены СФДП. Программа лекций была очень насыщенной, интересной и тематической.

В первый день рассказы спикеров Игоря Воробьева и Александра Мяскова были посвящены вековой истории Воронежского заповедника, территории которого защищали Русь от набегов, здесь создавался флот Петра I и строевой лес был под защитой военных; и роли личности Василия Михайловича Пескова в природной фотографии, с уникальными кадрами из личного архива, добрыми историями и глубоким уважением к труду и личности великого человека.
Во второй день лекционная программа была насыщена не только теорией, но и применимыми на практике идеями, советами, приглашениями к участию в проектах, вдохновляющими историями. В том числе, Александр Мишин рассказал об использовании фотоловушек в заповеднике, какие уникальные кадры можно снять с их помощью, защитить заповедник от браконьеров, повысить вовлеченность людей в природоохранное дело. И конечно снимать и делиться роликами из жизни животных.
Анна Мостовая рассказала о развитии проекта «Млекопитающие России», который уже стал по-настоящему научным, помог собрать огромную ценную базу данных и развивается дальше, в том числе в плане создания совместного фотопроекта по мелким млекопитающим – грызунам и насекомоядным – для фестиваля «Первозданная Россия».
Алексей Осокин поделился личным опытом издания книги, особенностями работы с издательствами, «подводными камнями», выгодами и перспективами такой работы. На мой взгляд, Алексей очень правильно поставил акцент на том, что любые фотографии становятся намного интереснее, когда у них есть написанная история.
Дмитрий Голубев рассказывал о тактике съемки диких животных с подхода. Как можно подобраться близко к косуле и остаться незамеченным.
И новые знания о правильном взаимодействии с нашими моделями пригодились практически сразу. Для участников фестиваля был организован выезд на вечернюю съемку диких животных. В этот вечер была прекрасная погода, золотой свет заливал распускающийся лес, многоголосые трели птиц наполняли пахнущий весной воздух. На закате на поляну, где я снимала, вышли косули. Осторожные животные шли по кромке леса, чутко прислушиваясь ко всему вокруг. Даже на большом расстоянии, когда нас разделяла целая поляна, косули слышали щелчки затвора, внимательно смотрели на меня и разворачивали ушки. Невероятное ощущение – наблюдать за животными в их естественной среде обитания. Но всегда стоит помнить, что вы – гость здесь, а лес – их дом.

Залог успеха в такой съемке – ваша неподвижность. Вы можете быть ярко одеты, но не производя шума и не привлекая к себе внимания, вы станете фоном. Пока я стояла около дерева, прилетела гаичка, села совсем рядом и с любопытством принялась меня разглядывать. Я даже не стала поднимать объектив, гаичка сидела слишком, и я бы попросту спугнула ее. Мы смотрели друг на друга. И это непередаваемое ощущение, смотреть в глаза животному, которое взглядом изучает тебя. Я не просто слышала, как шуршат ее крылья, а ощущала создаваемые ими потоки воздуха на лице.

На первый взгляд может казаться, что в лесу никого нет. Но если остановиться, присмотреться и прислушаться, то вы увидите, как много жизни вокруг. Вот на поляну слетелась стайка овсянок, а вот пеночка выводит трели в кроне дерева, дятел стучит по стволам, иногда перелетая с криком с одного на другой.
С наступлением темноты лес резко меняется. Ранее пронизанный солнцем он сливается в ночной тьме. Певчие птицы замолкают, на смену их пению приходят шорохи ночного леса, уханье совы, тявканье лисицы, писк летучих мышей, хрюканье вальдшнепа. Лес наполнен жизнью и звуками в любое время суток.
Возможность жить и снимать в заповеднике, искать интересные сюжеты – это уникальная особенность фестивалей «Пространство живой фотографии». Весна полностью вступила в свои права, и лесные просеки покрылись ярким ковром первоцветов – желтые, синие, лиловые! Сочная молодая трава впитывает мед солнечного света и буквально светится изнутри.
И моя маленькая фотографическая мечта сбылась именно в Воронежском заповеднике – нежная пушистая сон-трава. Занесенное в Красную книгу растение очень сложно найти, но поиски того стоят. Само растение не высокое, однако его крупные цветы красивого сиреневого цвета (хотя сон-трава бывает и других цветов) заметны издалека.
Известный эксперт макрофотографии Геннадий Мещеряков провел рассветный мастер-класс по съемке сон-травы для участников фестиваля. В сумеречном свете с первыми проблесками солнца она смотрится еще волшебнее, а контровой свет подчеркивает пушистую текстуру лепестков и стеблей.

Черепахинская экологическая тропа разветвляется двумя кругами - большим и малым. По малому кругу, несколько раз выходящему на берег Усмани, мы прошли с экскурсией Игоря Воробьева, организованной для всех участников фестиваля. По большому кругу можно было прогуляться самостоятельно. Они проходит по разным рельефам и биотопам - сосновому бору, дубраве, болотистым местностям. За время прогулки можно познакомиться со многими представителями флоры и фауны Воронежского заповедника. Тропы оборудованы информационными щитами с рассказами о природе этих мест, беседками для отдыха и настилами в сложнопроходимых местах.
Для всех участников фестиваля по итогу нескольких съемочных дней был организован фотокубок с ценными призами от наших партнеров и заповедника. Можно было прислать работы в трех номинациях - «Макро», «Пейзаж», «Животные», а также выиграть гран-при фестиваля.

Несмотря на сжатые сроки, на конкурс было подано много прекрасных работ! И в финальный день фестиваля были торжественно объявлены победители конкурса. Моя работа со снятой на объектив-перевертыш сон-травой заняла 3 место в номинации «Макро».
Победителям конкурса были вручены ценные призы от заповедника и партнеров фестиваля - Zhiyun, Manfrotto, Joby, Lowepro, Nitecore, Saramonic, Gitzo и других.

От всей души хочу поблагодарить Воронежский заповедник за радушный прием и поздравить со 100-летним юбилеем! Надеюсь, у нас будет еще много совместных проектов. До скорой встречи!
Поделиться: