Член правления СФДП рассказала, почему участвует в фотоконкурсе РГО «Самая красивая страна»

Пост обновлен янв. 29

Эксклюзивное интервью с бывшим экспертом фотоконкурса, макрофотографом Светланой Иваненко

Интервью брала Анна Соколова, представитель Департамента информационного и медиаобеспечения Русского географического общества


До окончания приема работ на VI фотоконкурс Русского географического общества «Самая красивая страна» остается всего несколько недель. Тысячи человек уже прислали свои снимки, но кто-то еще сомневается – есть ли смысл соревноваться с известными, опытными фотографами?

Бывший эксперт фотоконкурса, а сегодня – его участник, член Правления Союза фотографов дикой природы, макрофотограф Светлана Иваненко дала интервью сайту РГО и рассказала, почему фотографам стоит присылать свои работы на конкурс, даже если они – новички, снимающие на бюджетную камеру.


- Светлана, раньше вы были экспертом фотоконкурса «Самая красивая страна», в этом году отказались от этой роли и принимаете участие в конкурсе сами. Почему вы приняли такое решение?

Я была экспертом «Самой красивой страны» три года подряд. Многое было сделано за это время. Вместе с другими профессиональными фотографами я отсматривала конкурсные работы от начала до конца: от сортировки десятков тысяч снимков и отбора их в полуфинал до определения финалистов. На мой взгляд, за несколько лет уровень фотографий-финалистов вырос, и, думаю, это во многом заслуга экспертов, отбирающих снимки. Теперь пришло время попробовать себя в новой роли, проверить свои силы как конкурсанта. Это интересно для внутреннего роста, самооценки – поучаствовать, может быть даже выйти в финал, получить приз.


- Существует много конкурсов, посвященных дикой природе. Чем фотографу интересно участвовать именно в «Самой красивой стране»?

Если брать меркантильный интерес, то это очень хороший призовой фонд. Это немаловажно, ведь фототехника и поездки стоят дорого.

Еще одно очень значительное преимущество – участие конкурсных фотографий в выставках. Выставка – это продолжение жизни снимка. Для региональных фотографов почетно, что их фотографии размещают в центре Москвы, а для москвичей важно, что фотографии едут в другие города, потому что их видит больше людей. И уровень выставок растет с каждым годом, как и уровень самого конкурса. К тому же, выставки «Самой красивой страны» смотрятся особняком на фоне других, потому что это проект обо всей стране, ее природе, народностях, архитектуре. Участвовать может не только природный фотограф, но и фотограф, который любит снимать социальную жизнь, деревни, города. Это конкурс для всех.

Кроме того, с этого года, если фотография выходит в полуфинал, человек может скачать диплом полуфиналиста. Это тоже здорово – повод для гордости.

А еще фотографии конкурсантов, не только победителей и финалистов, появляются на сайте РГО, в соцсетях Общества – в новостях или рубрике «Фото дня». Фотографы довольны этим. Помню историю, когда снимала на Байкале вместе с другими фотографами. Мы сидели в машине, на улице было -25, и фотограф рядом со мной зашла в Facebook и увидела рекламу «Самой красивой страны» с ее снимком. Ее радости не было предела!


- Значит, вы рекомендуете фотографам участвовать в конкурсе?

Да, я бы хотела пригласить фотографов участвовать в «Самой красивой стране». Вне зависимости от вкусов, политических предпочтений, вероисповедания и так далее. Любой конкурс о природе, тем более, о природе России, о жизни России, это наше дело. Мы, фотографы, – голос природы, России, мы показываем то, что люди обычно не видят. Мы можем сделать так, чтобы человек, который по каким-то своим причинам никогда не увидит Камчатку, Байкал, смог посмотреть на эту красоту на фотографиях. Одна фотография может изменить сознание человека. Он может взять в руки фотоаппарат или просто поехать посмотреть свою страну, может даже сменить профессию.


- Кстати, о смене профессии. Так ведь случилось и с вами?

- Именно так! В 40 лет я ушла из офиса, взяла в руки профессиональный фотоаппарат. У меня есть увлечение – развожу орхидеи. Есть небольшая коллекция, которую нужно было фотографировать – так все и началось.

После того, как я начала профессионально фотографировать, стала и больше путешествовать. За короткое время увидела то, чего не видела за всю сознательную жизнь. Такие места, как Байкал. А еще диких животных вблизи – зубров, сайгаков, волков.


- Вы – член правления Союза фотографов дикой природы. Союз как-то сотрудничает с оргкомитетом «Самой красивой страны»?

Союз фотографов дикой природы уже несколько лет рекомендует своих фотографов в состав экспертной комиссии «Самой красивой страны». В задумках есть и другие совместные проекты, информационное сотрудничество… Союз и РГО делают общее дело – рассказывают о стране, о достижениях и проблемах, и с помощью фотографии постепенно меняют сознание людей.


Союз Фотографов дикой природы - некоммерческая организация, объединяющая сотни природных фотографов в одиннадцати регионах России. Цель Союза - создание единой площадки для организации взаимодействия фотографов и заповедников, популяризация природной фотографии и пропагандирование бережного отношения к окружающей среде с помощью фотографии. Союз выступает единым центром координации, обмена опытом и творческого развития для фотографов. Среди членов союза регулярно проводятся фотовыставки, встречи для обмена опытом, организовываются фотоэкспедиции, проводятся мастер-классы и другие образовательные мероприятия. В правление Союза входят известные фотографы и общественные деятели.


- Какие фотографы из Союза были экспертами фотоконкурса «Самая красивая страна», кроме вас? Кто из членов Союза является экспертом в текущем фотоконкурсе?

Самый яркий представитель – Сергей Горшков. Он был и экспертом, и председателем жюри конкурса, сейчас также входит в состав жюри. Дважды был членом отборочной комиссии нынешний председатель СФДП и призер Wildlife Photographer of the Year Виктор Тяхт. Откладывали свое участие в конкурсе ради общественного дела такие известные фотографы как Алексей Волков, Дмитрий Питенин, Евгений Мельников. В этом году в качестве эксперта анималистику оценивает – Виталий Горшков. В членах экспертной комиссии VI фотоконкурса знаменитый макрофотограф Надежда Муравьева, она оценивает работы в номинации «Макромир» в детском конкурсе. Во взрослом «Макромире» снимки отбирает молодой талантливый фотограф, который успел отметиться в зарубежных конкурсах, - Антон Воронин. Также в числе экспертов – великолепный пейзажист Антон Агарков. За номинацию "Эти забавные животные" отвечает Дмитрий Кох.

Каждый год Союз фотографов и оргкомитет «Самой красивой страны» стараются дать возможность разным фотографам поучаствовать в работе экспертной комиссии конкурса. Посмотрев на кухню изнутри, фотографы понимают, что это процесс очень трудный – отобрать 10 лучших работ в каждой номинации. Я уже сочувствую следующей группе экспертов, которая будет работать. Они должны выбрать разноплановые, интересные фотографии, желательно из разных регионов, чтобы пейзажи олицетворяли всю Россию.


- Знаете ли вы примеры успешного участия фотографов из Союза в «Самой красивой стране» в качестве конкурсантов?

В Союзе фотографов более 300 активных членов. И среди них много фотографов, которые выходили в финал «Самой красивой страны», побеждали в конкурсе. Например, Михаил Коростелев, Елена Пахалюк, Виталий Берков, Валерия Зверева, Вадим Балакин, Аглая Цидулко, Сергей Белых, Светлана Горбатых, Денис Будьков, Дмитрий Архипов, Алексей Харитонов, Дмитрий Уткин, Андрей Сидоров. В общей сложности среди победителей 13 членов Союза, некоторые неоднократные.


- Как бывший эксперт фотоконкурса, что Вы посоветуете участникам, которые загружают фотографии на «Самую красивую страну»? На какие моменты стоит обратить особое внимание?

Советую всем обратить внимание на правила, которые немножко изменились в этом году. Например, при загрузке фотографий сейчас требуются хайрезы (англ. HiRes - High Resolution - "Высокое разрешение"; изображения в высоком разрешении). Это нужно, чтобы эксперты сразу видели качество фотографий, не запрашивали снимки дополнительно. Люди также должны понимать, что фотографии будут печататься, и не стоит присылать слишком кадрированые снимки, кадрирование должно быть уместным. Еще я бы посоветовала присылать разноплановые фотографии – шансов попасть в финал тогда будет больше. Если вы фотографируете в разных жанрах, распределяйте фотографии по номинациям.


- Есть ли шанс у фотографа-любителя с непрофессиональной камерой – не в номинации “Снято на смартфон” – выиграть в фотоконкурсе?

У меня много знакомых, которые снимали на бюджетные камеры и получали призы. Здесь дело не в том, какая у тебя камера, а в том, как ты видишь этот мир. И шансы есть практически у всех. Однажды на мой мастер-класс пришла девушка, которая была абсолютным новичком в деле фотографии, и с первой же своей фотографией, сделанной после мастер-класса, она вышла в финал одного известного фотоконкурса.


- Некоторые полагают, что «Самая красивая страна» - конкурс, в котором побеждают только знаменитые фотографы, что он рассчитан на «своих»…

То, что это конкурс для «своих» – предвзятое мнение. Так думают про все конкурсы. К примеру, когда я была экспертом, часто не выбирала фотографии своих коллег – хотя конкурс анонимный, иногда об авторстве можно догадаться по узнаваемому стилю – потому что снимки просто не вписывались в экспозицию излишним артом, излишней художественностью. Или были не того качества, которого нужного.

В «Самой красивой стране» правильный и жесткий отбор. Каждый отборщик – на своем месте. Например, макрофотограф никогда не пойдет отбирать съемку с воздуха, потому что мы в этом ничего не понимаем.

Успех конкурса зависит от фотографов, от присланных работ, и если эти работы будут интересные, из разных регионов, от разных авторов, будет просто здорово. Никто никогда не будет тянуть «своих».


- Какой снимок скорее понравится экспертам и жюри — с оригинальным сюжетом или хорошего качества, но стандартный? Если предположить, что все вместе невозможно.

Если сюжет будет уникальным, эксперты и жюри могут закрыть глаза на некоторую потерю качества. Главное, чтобы снимок отражал тему номинации. Если же это стандартный сюжет, то он точно должен быть хорошего качества.


- Правда ли, что сегодня жюри фотоконкурсов предпочитают снимки, обработанные в фоторедакторах?

В некоторых конкурсах очень жестко относятся к фоторедакторам, а в некоторых закрывают глаза, потому что нужно делать красивую экспозицию – выбирать яркие работы. Лучше, чтобы обработка в фотошопе была умеренная, не было явного вмешательства.


- Можно ли воздействовать на природу во время съемок? Если, например, приманить птиц кормом и снимать их — это считается нарушением правил конкурса? Где грань, когда вмешательство становится этически неприемлемым?

У Союза фотографов дикой природы есть кодекс, который обязаны прочитать все. В нем есть правила фотосъемки, одно из которых – не навредить. Конечно, у каждого фотографа, в разных жанрах, есть свои секреты. Например, птичники знают все о поведении пернатых. В какое время птицы откладывают яйца, в какое – кормят птенцов, как они ведут себя в такие моменты. И главное – просто занять нужную точку в нужное время. Макрофотографы знают о насекомых почти все. Мы не отламываем им крылья, не калечим лапки, мы просто приходим очень рано, пока они в сонном состоянии, покрытые росой, и снимаем всю эту красоту, не вредя им.


Фотоконкурс "Самая красивая страна" – проект Русского географического общества, посвящённый сохранению дикой природы России и воспитанию бережного отношения к окружающей среде. Впервые он состоялся в 2015 году. За пять лет на сайт проекта photo.rgo.ru загрузили более 440 тысяч снимков. В правилах конкурса нет ограничений по возрасту и месту жительства участников. Главное условие – на фотографиях должна быть запечатлена Россия. Выставки работ участников фотоконкурса регулярно проводятся в нашей стране и за рубежом.


14 октября стартовал приём работ на VI фотоконкурс "Самая красивая страна". Приём работ продлится до 16 февраля 2020 года.

Фотографии: Светлана Иваненко

Просмотров: 0
  • Facebook
  • Instagram
  • Vkontakte
  • telegram

info@sfdp.ru

© Союз Фотографов Дикой Природы