DJI Inspire 2 + Zenmuse X5s. Обзор с точки зрения фотографа.

Пост обновлен 27 февр. 2018 г.

Алексей Ворон

https://alexey-raven.livejournal.com/7392.html



Фото Андрея Сидорова

DJI Inspire 2 + Zenmuse X5s. Обзор с точки зрения фотографа.

alexey_ravenFebruary 20th, 9:38

Когда я выбирал себе летающий фотоаппаратик, как любитель хороших инструментов, обратил своё внимание на DJI Inspire 2 с самой последней, на то время, моделью подвеса - Zenmuse X5s. Дрон присматривал очень загодя, больше года назад, пересмотрел кучу обзоров об аппарате и особенно интересовала камера, но все обзоры были исключительно о лётных характеристиках и качестве видеозаписи. Про фото ни слова, а найти равы с камеры было нереально. Конечно, видео в раве привлекало, но не настолько. В первую очередь квадрокоптер меня интересовал с фотографической точки зрения, но ни одного обзора на эту тему не существует, поэтому я решил создать его самостоятельно.


Что мне было нужно от летающей камеры?:

  • Снимки с воздуха, пригодные для использования в фотопечати и полиграфии.

  • Приемлемое качество съёмки в режимное и ночное время.

  • Возможность использования сменной оптики.

  • Высота и дальность полёта.

  • Рабочие температуры.

  • Устойчивость при сильном ветре.

  • Перспектива на развитие.

А теперь подробнее:

Получить приемлемое качество фотоматериалов для печати, снимая на Phantom 3 Pro было невозможно, камера фантома снимала в жуткое неравномерное мыло. До инспайра рассматривались последующие версии дронов, но что-то как-то не очень. А вот версия камеры с крупной матрицей и сменной оптикой уже должна была давать результат лучше. Я люблю практичные качественные вещи и это предпочтение относится к моим рабочим инструментам. Обзоров по фото с этого и других дронов не было, но мне удалось на одном из форумов выдернуть пару ночных JPEG-ов полученных с Zenmuse X5s и предыдущей модели камеры. Качество было заметно выше у X5s.

Денег на "вертолёт" не было и я усмотрел возможность его приобрести в реализации своей давней мечты - издать свой авторский фотоальбом, на который, тоже не было средств. Спонсоров искать не стал, а просто взялся за работу, но это уже другая история и будем считать эту оговорку спойлером к следующему рассказу. Скажу лишь, что во время работы над альбомом, у меня появилось ещё несколько идей уже связанных с полиграфией. Качество нужно, как ни крути.

Весь комплект собирался по частям, поскольку это показалось более выгодным решением. От части оно основано на выборе оптики. На сайтах магазинов совершенно не пишется, что камера имеет кроп-фактор равный 2. А я, как владелец полнокадровой зеркалки, думать забыл, что фокусные расстояния объективов могут быть указаны как-то иначе. По аналогии с фантомом, у которого оптика давала картинку как 20 мм объектив, я счёл лишним брать камеру с дорогим объективом на 17 мм. Помимо всего прочего, я ещё собирался снимать сферы, а они, как известно, будучи снятыми на такие широкоугольники, имеют сильные искажения. Не очень приятная картинка. И было решено купить отдельно объектив на 25 мм, который имел светосилу в 1,8 и при этом стоил дешевле. Каково же было моё удивление, когда первая панорама дала разрешение в 633,5+Мп (кусочек того фото ниже). Дрон планировалось эксплуатировать в полевых условиях, поэтому в комплект было куплено автомобильное зарядное устройство, чтобы заряжать аккумуляторы от солнечной панели мощностью 120 ватт. В Крымской поездке выяснилось, что зарядка от прикуривателя не тянет сразу четыре аккумулятора и заряжает только два. После Колымской экспедиции я подготовлю отчёт по эксплуатации в полях.



Что в комплекте?

Квадрокоптер, подвес с камерой без объектива, объектив Olympus M.Zuiko 25 мм (на коробке от которого, для особо наблюдательных пририсовано, что он даёт картинку как 50мм), два комплекта аккумуляторов, автозарядка, поляризационный фильтр, балансировочное кольцо для объектива, ну и стандартная комплектация самого инспайра.

На что способна камера?

Чем больше фокусное расстояние, тем больше вероятность получить нерезкое изображение во время ночной съёмки. Ниже снимок из панорамы имеющий разрешение 15,62 Мп (с дроном разобрался не так быстро и снимал в формате 16:9, полное же разрешение в 20,8Мп камера даёт в 4:3). Параметры съёмки в ветреную погоду ночью: 50мм, 1/8s, ISO 1250, f/1.8, +1EV. Если желаете, можете открыть отдельно в полном размере. Ночной город на полтинник вышел очень неплохо.



Это джипег из рава без шумоподавления. Матрица даёт цветной шум и зерно, на дневных снимках при ISO 100 я также обнаружил их присутствие, хоть и в меньшей степени, впрочем это жить не мешает. Далее этот же снимок уже с подавленным шумом и стандартным шарпенингом. Смотреть файлы лучше не через браузер, а через просмотрщик фотографий.



Сравнивать с фантомом неприлично, но мне больше не с чем. Равы достаточно пластичны, по теням приемлемо тянутся и по гибкости сравнимы с равами взрослых зеркалок. Но мой следующий тест уже был при таком ветре, что дрон начал материться на сильный ветер, а курсовая камера иногда показывала крутой наклон. Фактически дрон постоянно летел против ветра с нехилыми оборотами. Снимать пришлось на экстремальных значениях светочувствительности в 3200 и 6400 ISO.



Выше снимок сделанный на 6400 ISO. Зерна, что на элеваторе, но шумодав с ним справился и, на мой взгляд, очень сносно (фото ниже). Снимки можно открыть в новом окне и посмотреть в полном размере.


ISO 6400, снимок после шумоподавления.



Теперь картинка даваемая на светочувствительности 3200. Уже поспокойнее, но зерна много.



Шумоподавление справляется, хотя настройки для каждого уровня шума, всё же надо подбирать. Впрочем это всё кусочки огромной панорамы и эти детальки уже не важны, да и на отпечатке их никто не рассмотрит.



Вот сфера с ночной Ялтой, которую я снял во время поездки с Андреем Сидоровым по зимнему Крыму. Снимок сделан с объективом Olympus M.Zuiko 25mm f/1.8 (то бишь это все 50 мм) в условиях недостаточной освещенности в совокупности с сильным ветром. Реальный размер панорамы в длину чуть более 4 метров при 300 dpi. Я считаю, что квадрокоптер справился с задачей превосходно. Параметры экспозиции изменялись от кадра к кадру. Если хочется посмотреть интерактивную сферу в большем размере, то переходите на публикацию сферы на моей странице в мордокниге (читай Facebook).

Несмотря на то, что я получил некоторые кадры с шевелёнкой, панорама вышла недурственной и вызвала большое оживление среди зрителей. Ради эксперимента я напечатал эту сферу уменьшенной в 4 раза. Отпечаток был сделан на перламутровой фотобумаге форматом метр на метр. Шевелёнка практически незаметна, а город словно сам светится. Фотография смотрится очень хорошо. Полученный результат радует. Вывод напрашивается сам по себе. Печатать можно и нужно.

Отдельно стоит сказать, что приводит к шевелёнке помимо неверного выбора значений экспозиции. При определённом повороте камеры по отношению к направлению ветра, она не сразу фиксируется и как бы "плывёт" за якобы перемещающимся квадрокоптером. В этом случае подвесу стоит дать остановится, а не торопиться снимать. Как правило, такое движение камеры наблюдается при направлении камеры под углами от 90 градусов против ветра. Когда объектив повёрнут по ветру, то такого не наблюдается, но в этом направлении подвес начинает заваливать горизонт. Данное обстоятельство актуально и для других моделей.

Острым вопросом стала сама сборка сфер. Программа для сшивки часто выбрасывает кадры сферы и шьёт из остатков панораму с дырами, порой очень большими. Сначала я думал, что это у меня руки кривые и я что делаю не так. Экспериментировал в разных вариантах и даже сшивал чистые равы, результат неизменен. Учитывая длительность работы над каждой панорамой, кривые результаты вызывают досаду. Все сферы после сборки приходится тщательно обрабатывать рубанком. Пообщавшись с коллегой, выяснил, что это происходит не только у меня, а вообще болезнь программы, не видящей достаточное количество контрольных точек на небе и поверхности моря. Именно по морю и небу образовывались пробелы. Изредка бывает так, что криво сошьёт линию гор, но это поправимо. Ещё иногда дугой выгибает горизонт, даже исправление завала горизонта в предобработке не помогает. Пока не разобрался с причинами.



Несмотря на сложности при работе с панорамами, я получил то, что хотел, возможность снимать ночные/сумеречные сюжеты подобные ночной Ялте. Если запустить дрон в нужное время, можно снять красивую панораму на закате или на рассвете, как получилось это со снимком посёлка Новый Свет (выше). Интерактивку в большем разрешении можно посмотреть вот тут. Вообще, если полистать публикации, то можно ещё и другие съёмки найти. Эта сфера снята с объективом Olympus M.Zuiko 12mm f/2.

За один полёт можно гарантированно снять 2 сферы с объективом 12 мм и 1 сферу на 25 мм. Соответственно размеры первых будут по длине чуть более 2 метров, а вторая чуть более 4 метров. По результатам поездки по южному берегу Крыма, отмечу, что двух комплектов аккумуляторов категорически мало. Для более активных съёмок требуется минимум 5 пар, что будет равняться 5 полётам. Также выяснилось, что балансировочное кольцо объективу Olympus 25мм при съёмке с блендой, не требуется. Оптика идеально уравновешивается штатной блендой. Поскольку 12 мм объектив я взял на тест без бленды, то кольцо приходилось ставить при съёмке без поляризационного фильтра. С поляриком данный объектив слегка перевешивает , но не критично.



По дневным фотографиям нареканий нет, камера даёт хорошие цвет и качество картинки. У фантома, например, равы были труднее в плане цветокоррекции, да и тянулись хуже. Цветопередача на ночных кадрах тоже адекватная. Настройки параметров экспозиции доступны при нажатии колёсика под правым указательным пальцем на пульте, поворот колёсика меняет значения.



Квадрокоптер имеет гораздо больший функционал, чем сейчас используется. Это даёт мне перспективу роста и расширения своих творческих возможностей. Иногда я снимаю видео и бывает так, что какая-то мелодия вызывает в моём воображении множество образов и появляется идея сюжета под эту музыку. Так было с видеозарисовкой про мой родной город. Такие случаи у меня не редки и есть вероятность, что продолжу развитие и в этом направлении. Видео было собрано из записей в архиве. Заключительные кадры в ролике были сняты моим другом Дмитрием Малышевым, в одном из наших походов.



Рабочие тепературы, заявленные производителем от +40 до -20 градусов. Аккумуляторы имеют функцию самоподогрева. На Ай-Петри стартовая температура была -13 градусов. Чем выше поднимаешься, тем ниже температура воздуха и выше скорость ветра. На высоте около 1700 метров условия отличались от условий на поверхности земли. Дрон не измеряет температуру воздуха и в телеметрии этих данных нет, но следует учитывать этот факт при совершении полётов, чтобы не потерять контроль над аппаратом. В Салехарде мой коллега так и потерял свой квадрокоптер, который ушёл на посадку в неизвестном направлении из-за переохлаждения аккумулятора и резкой просадки заряда. Позже дрон нашли на дереве и он вернулся к хозяину, но это единичный счастливый случай. Посмотреть сферу снятую над Ай-Петри можно тут.



Во второй полёт над Ай-Петри с погодой повезло меньше, над горой стояло густое облако и снять рассвет нам совсем не улыбалось. Решили посмотреть, что там наверху. Прорвавшись сквозь плотную завесу, квадрокоптер оказался между облаков. Картина открывалась впечатляющая, но хоть я и снял сферу, собрать её не удалось. Обратно дрон вернулся мокрым, будто побывал под дождём. Намокание пока никак не отразилось на состоянии техники.

Благодаря летающей фотокамере мои возможности как фотографа возросли сразу на порядок. В нелётную погоду можно нырять. Когда море неспокойно, можно снимать на суше. Если не находишь нужной точки съёмки, то всегда есть небо. На мой взгляд - идеально! :)

Для управления дроном я попробовал использовать не только программу DJI Go, но и Litchi. Последняя меня привлекла возможностью снимать сферические панорамы в автоматическом режиме по заданным пилотом параметрам, а также заранее программируемый маршрут полёта. Как результат, я чуть не лишился дрона, который после взлёта устремился за горизонт, мои попытки вернуть его вручную хоть и имели действие, но программа продолжала гнать его в неизвестном направлении. Пришлось вырубить Litchi, после этого квадрокоптер успокоился и завис. После запуска DJI Go летун стал послушным паинькой. Litchi является платной программой и стоит 1490 рублей. С возвратом средств проблем не возникло. Больше её не использую.

Теперь по магазинам.

Поскольку летающий фотоаппарат собирался по частям, то я приведу несколько магазинов и дам некоторые рекомендации. Считаю необходимым раздать похвалы, а кое-кому и подзатыльников.

Digbox.ru Отличный магазин, всё в срок, менеджеры и техподдержка компетентны и знают о чём говорят. Мне пришлось обращаться к ним за консультацией, поскольку с орущим пультом разобраться ума не хватило, а инструкция на этот случай решения не содержала. После калибровки ручек управления, всё стало хорошо. Парни терпеливые и всё спокойно объяснили прямо по телефону. В этом магазине я покупал сам дрон, балансировочное кольцо, аккумуляторы и автозарядку. Выбранного подвеса без объектива не было, поэтому я обратился в другой магазин...

Coptertime. Сожрали три недели моего времени, благодаря чему съёмки в Крыму встали под угрозу срыва. Эти ребята могу пообещать вам привезти товар к конкретной дате, но не сделав это, даже не вспомнят о вас и сами не позвонят. Если вы привязаны к жестким срокам, то ваше ожидание может вылиться подставой. Не ждите, приложите усилия, чтобы к своему дедлайну быть готовыми, независимо от обещаний. Я благодарен им за подтверждение начавшего зарождаться правила, что если ожидание подразумевает потерю твоего времени, то так оно и выйдет. Никогда не жди, всегда действуй. Золотое правило.

Turborobot.ru - небольшой магазин с такими же адекватными менеджерами, как в Digbox.ru. Магазин имеет адрес на одной улице, но реально вход за углом. Всё нормально и цивильно, реальный офис со всякими хахаряшками к радиоигрушкам всяких моделей. Ну там, фантомы, мавики, инспайры, машинки и, кажется, там что-то водное было. Оказалось, авторизованный дилер DJI и даже имеют свой сервисный центр. В их СЦ не обращался, ничего не скажу. В целом на сайте стоит поправить описание как пройти и уделить внимание рекламе, чтобы не болтаться на задворках поисковиков. Теперь у меня есть ещё один проверенный магазин.

Ligafoto.ru Вспомнив про полярик для оптики, я решил купить его в старом добром магазине ЛигаФото. Мне с ними нравится работать, очень адекватные ребята и всегда идут на встречу клиенту. Я у них как-то покупал рюкзак, а потом и фильтр ND1000, но поскольку фильтра не было в наличии, а мне уже надо было улетать, его за мной вдогонку отправляли. Фильтр догнал меня уже в Магадане, причём мне предварительно позвонили и уточнили где я нахожусь :) Новый полярик у них оказался на 25% просветлённее чем обычно, ну я его и взял. Заодно прошёл вдоль богатых витрин и зацепился за объективы и градиентные фильтры. Там крутая система новая, надо будет её пощупать внимательнее. Ну и обмолвился, что протестировал бы объектив 12мм. Да не вопрос! - говорят. Паспорт есть с собой? В общем, ушёл я с оптикой взятой на тест и фотографии выше частично сняты с их объективами. Спасибо!

Onlinetrade.ru - ещё один магазин, в котором я периодически покупаю технику. В их адрес у меня нареканий нет. Ассортимент товаров довольно широк, доставляют заказы в срок, есть бонусная программа. У меня там бонусами набежало деньжат и я не без удовольствия получил там скидку в пару тысяч рублей на планшет, который купил для управления дроном. "Дощечка" оказалась удобной и для работы. Во время перелётов пользуюсь возможностью спокойно собраться с мыслями и поработать. Например, пока летел из Крыма, написал большую часть своей статьи про светофильтры.



Фото Андрея Сидорова

Подытоживая скажу, что DJI Inspire 2 очень хорош как один из инструментов фотографа. Благодаря большой матрице и сменной оптике он всё-таки сильно превосходит своих собратьев по качеству картинки. Различные фокусные расстояния позволяют получать фотографии как с простором, даваемым широкоугольной оптикой, так и со сжатым пространством, характерным для среднего телевика. На мой взгляд, к дрону отлично подойдут объективы 12, 25 и 45 мм, что в пересчёте на 35-мм формат даст картинку как у объективов 24, 50 и 90 мм соответственно. С таким набором можно отработать большинство сюжетов. Безусловно, квадрокоптер имеет большие вес и габариты, что осложняет его транспортировку, но когда нужна качественная съёмка, то это к Inspire.

Алексей Ворон.

Просмотров: 53
  • Facebook
  • Instagram
  • Vkontakte
  • telegram

info@sfdp.ru

© Союз Фотографов Дикой Природы